Наша история и опыт работы  

Благотворительное общество помощи образовательным, воспитательным, медицинским, психологическим и социальным учреждениям
"Согласие": опыт работы.


Необходимость привлечения дополнительных средств в образование возникла в 90-х годах. Было это связано, с одной стороны, с недостаточным государственным финансированием этой области, с другой стороны, с возрастающими социокультурными запросами общества.
Стандарт образования начал усложняться, возросли нагрузки на детей, школы стали требовать все более подготовленных потенциальных первоклассников.
Поэтому именно в 90-х в обществе были сделаны первые попытки легализации практики привлечения средств благотворителей в образовательные учреждения. Первыми ласточками стали школьные попечительские советы.
Попечительский совет - как один из действенных механизмов привлечения дополнительных средств оказался источником повышения качества образования. В качестве примеров можно привести школу № 584 в Царицино (директор Е.Л. Рачевский), за несколько лет трансформировавшуюся в "Центр образования", и школу 1927 в Новокосино (директор В. Кондрашов), победителя всероссийского конкурса на лучшую воспитательную систему.
Хочется отметить, что попечительское движение динамично развивается не только в Москве, а и по всей России: в Самарской, Пермской областях, Сибири, Приволжском федеральном округе (где вопросы попечительства решаются системно). По инициативе органов власти созданы институты попечительства в Ярославской, Томской областях, Саха-Якутии. Представители органов исполнительной власти сами являются попечителями. Так, полномочный представитель Президента С. Кириенко сам является попечителем общеобразовательной школы № 30 Нижнего Новгорода, Волжской академии водного транспорта, детского приюта г. Арзамаса. По его инициативе в Приволжском Федеральном округе планируется развернуть большой проект, целью которого является создания экономических и политических условий благотворительности.
Становление попечительства в образовательных учреждениях, пожалуй, только сейчас начинает делать уверенные шаги.
Наиболее устоявшейся формой работы благотворительных организаций является привлечение внебюджетных (спонсорских) средств в образовательное учреждение и контроль за их расходованием. Кроме этого значимым предметом деятельности является поддержание системы дополнительного образования, создание условий для внедрения инновационных моделей образования – все это, в целом, ведет к повышению качества образования.
Однако, к настоящему времени многие руководители образовательных учреждений, в которых действуют попечительские советы как формы самоуправления ОУ, признают нормативно-правовую недостаточность этой формы работы.
Накопление опыта взаимодействия с органами управления образования, осваивание финансовых схем деятельности, привело к более оптимальной организационно - правовой форме благотворительного общества.

Ярким примером такой работы является «Благотворительное общество помощи общеобразовательным, воспитательным, медицинским, психологическим и социальным учреждениям «Согласие»
Это благотворительное общество начиналось в середине 90-х с организации попечительских советов в московских школах и детских садах.
Сначала в школах родители выступили с инициативой оказывать учреждению, в котором воспитываются их дети, финансовую поддержку и нашли отклики у администрации, которой развитие их учреждения было не безразлично.
Для помощи этим учреждениям на законных основаниях и с наименьшими финансовыми потерями, опираясь на имеющийся опыт привлечения благотворительных пожертвований в образование и существующее российское законодательство, было организовано благотворительное общество, которое полностью отвечало интересам и потребностям образовательных учреждений России.
За это время привлеченные в образовательные учреждения дополнительные средства благоприятно повлияли на их развитие. Так, например, в детских садах школах и других образовательных учреждениях появилась возможность привлечь квалифицированных специалистов психологов, логопедов и дефектологов, появилась возможность материального поощрения сотрудников. Стало привычной практикой брать на работу кандидатов и даже докторов наук. Существенно расширились возможности по обеспечению материально-технической базы образовательного учреждения.
Воспитывает все, включая среду обитания, люди, которые окружают, вещи вокруг и т.д. И если д/с или школа не может обеспечить соответствующих условий, тогда это могут сделать родители, вкладывая дополнительные средства в развитие учреждения. Вложенные средства возвращаются первую очередь в детях, а во-вторых, в создании среды, которая будет помогать им развиваться.
В каждом микрорайоне города есть "хороший" д/с или школа. Там, где в администрация стремится улучшить "условия обитания" своих подопечных, сохранить в педагогическом коллективе людей неравнодушных и творческих, в конечном итоге - повысить эффективность образования. Нечего говорить, что возможностей для маневра у администрации в условиях жесткого и тотального контроля в сфере образования немного.
Реальный источник дополнительных внебюджетных средств - заинтересованные родители. Но тут на пути законопослушного директора (который не хочет брать взятки "на развитие") встают две неразрешимые проблемы: как легализовать пожертвования родителей и как собирать деньги, чтобы большая их часть осталась в образовательном учреждении?
Ведь вкладываемые в образовательное учреждение спонсорские средства облагаются несколькими налогами (с них взимаются единый социальный налог, налог на доходы - более 50% от суммы).
Некоммерческая общественная организация содействия образованию осуществляет деятельность в целях решения социальных проблем и не ставит своей задачей извлечение прибыли из своей деятельности. Это значит, что она имеет льготы по налогообложению и может гораздо большие средства (по законодательству - не менее 80% от аккумулируемых сумм) вкладывать непосредственно в образование, и, тем самым, минимизирует затраты учреждений при расходовании полученных средств,

Бытует мнение, что попечителями могут быть только очень богатые люди, но наш опыт показывает, что даже небольшая сумма пожертвования существенно может помочь учреждению образования. Так, например, в одной из московских школ существует практика родительских пожертвований в размере всего 25 рублей, но каждый месяц. В сумме это составляет всего 225 р. за учебный год. Умножая это на количество учеников, получается приличная сумма, на которую можно приобрести необходимое оборудование.
Задача такого благотворительного общества легально привлечь спонсорские средства и грамотно с минимальными финансовыми потерями довести их до образовательного учреждения.
Благотворительное общество «Согласие» выполняет функции Попечительского совета каждого конкретного учреждения, предоставляя возможность самим благотворителям решать, на что направить собранные средства. Гласность и прозрачность в его деятельности обеспечивается постоянной публикацией отчетов о деятельности общества, а также возможностью каждого благотворителя познакомиться со всеми кассовыми операциями по расходованию средств по конкретному учреждению.
Благотворительные пожертвования принимаются по безналичному расчету, распределяются под контролем жертвователей и в полной мере контролируются налоговыми органами.
Благотворительное общество «Согласие» является независимой и некоммерческой организацией, которая получает основное финансирование от частных и юридических лиц в виде пожертвований. Основным видом деятельности общества является оказание благотворительной помощи образовательным, воспитательным, медицинским, психологическим и социальным учреждениям г. Москвы и Московской области.
Статья опубликована в журнале "Обруч" в Августе 2003 года.

Наша деятельность регламентируется следующими нормативными актами:

-Федеральным законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г.,
- Законом г. Москвы «О благотворительной деятельности» от 5 июля 1995 г.,
- Гражданским кодексом ст. 48- ст.53; ст.117-ст.121
- Федеральным законом "Об образовании", п.6 - ст.2, ст. 32, ст. 35 ст. 36,
- Федеральным законом "О некоммерческих организациях", ст. 10, ст.15, ст. 24, ст.26,
- Федеральным законом "Об общественных объединениях", ст. 8, ст.12,ст.18,
- Указом Президента № 1134 от 31.08.99 г. "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в РФ",
- Постановлением Правительства РФ от 10.12.99 г. № 1379 "Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения".


Главная
Почта
Hosted by uCoz