Промышленников Бахрушиных в Москве называли «профессиональными благотворителями». В конце каждого месяца семейство выделяло из своих доходов средства на разные общественные нужды. Были построены Бахрушинская городская больница, дом бесплатных квартир для вдов и сирот с ремесленным училищем при нем, сиротский приют для беспризорных, дом престарелых артистов.
В начале XIX века при ситценабивной фабрике Прохоровых (впоследствии Трехгорная мануфактура) открылось ремесленное училище, первое в отрасли. При Сергее Ивановиче Прохорове это - уже учебное заведение с 6-летним курсом обучения. В общеобразовательных школах Прохоровых учились сотни детей и взрослых. Для текстильщиков были открыты музыкальные классы, создан народный театр на 1300 мест. Мануфактура Прохорова С.И. имела не только ясли, детский сад, роддом и больницу, но и летний санаторий для рабочих. На всемирной выставке в Париже (1900 г.) мануфактура Прохорова получила не только «Гран-при» за технические достижения, но и две золотые медали за организацию быта рабочих и создание учебных заведений.
Занятие благотворительной деятельностью было традиционным делом жен российских предпринимателей. Варвара Алексеевна Морозова основала столь необходимые больницы, ясли, сиротские приюты, дома призрения, училища, библиотеки. На ее средства был построен в Москве народный университет Шанявского, где в свое время учился С. Есенин. Варвара Алексеевна была активисткой «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения».
Маргарита Кирилловна Морозова в 1910 году передала семейную коллекцию живописи и графики Третьяковской галерее. В первую мировую войну она ухаживала за ранеными в организованном на ее средства лазарете.
В начале XX века более тридцати тысяч российских кооперативов, потребительских и кредитных обществ, объединявших более десяти миллионов членов, проводили в жизнь собственные образовательные программы, финансово поддерживали существующие земские, открывали новые школы, издательства, народные дома. Именно в сфере образования чаще всего кооперативы активно группировались и объединялись для совместных общественно значимых дел.
Потребительские общества России в начале XX века зачастую обращали весь свой запасный капитал и значительную долю чистой прибыли на развитие образования.
Российские кредитные товарищества, производственные артели при ссудных и торговых операциях добровольно, без «понуждения» со стороны правительства, устанавливали для себя определенный процент отчисления на нужды образования даже в годы первой мировой войны.
Первые Попечительские советы были созданы в атмосфере общественного подъема и ожидания реформ в 1860 году. Однако в начале XX века по мере роста общественно-педагогического движения такое положение уже не устраивало передовые образовательные учреждения, в них явочным порядком стали создаваться свои Попечительские советы.
Наиболее важными функциями Попечительских советов в то время являлись следующие:
- предоставление кандидатов к утверждению и избрание директора, инспектора, врача, всех преподавателей и воспитателей,
- сохранение и расширение материальной базы;
- контроль за расходованием средств как выделяемых из бюджета, так и привлеченных, чтобы они тратились «наиболее производи-тельным образом с соблюдением возможной бережливости и со-гласно действительной потребности»;
- установление платы за обучение и ее размера, освобождение учеников от платы и введение единовременных пособий и стипендий «отличнейшим из них по успехам и поведению»;
- предоставление попечителю учебного округа соображений о введении новых предметов, разделов в уже существующих или изменении в распределении часов в учебном плане;
- предоставление предложений об открытии новых классов или же отделения дошкольной подготовки.
Так что же такое попечительский совет в настоящее время, каковы преимущества и недостатки его создания при ОУ, наконец, в каких формах он может быть организован?
Во всем цивилизованном мире Попечительский совет - это орган, формулирующий для школы заказ родительского сообщества на кон-кретные образовательные услуги, утверждающий бюджет школы и яв-ляющийся важным экспертом при оценке деятельности школы. В этом случае вместо ассоциативной цепочки, возникающей в сознании директоров: Попечительский совет - руководитель фирмы или предприятия - деньги - финансовая помощь школе выстраивается другая цепочка: Попечительский совет - заказчик образовательного продукта - люди, непосредственно заинтересованные в качестве образования и компетентные в его определении - учебный план и штатное расписание школы.
Определение стратегии взаимодействия попечительского совета и школы имеет две стороны:
• Попечительский совет оказывает постоянную помощь школе, основой которой является привлечение родителей к жизни школы;
• работа школы по просвещению родителей, квалифицированная
помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях, информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе.
Ближайшее будущее в развитии попечительской деятельности связано с формированием попечительского движения, т. е. создание в районах, городах, регионах и в стране гражданских объединений попечителей. Не Попечительских советов, а именно попечителей. Движение, обеспечивающее широкое участие общественности в учебно-воспитательном процессе, привлечение финансового и интеллектуального потенциала общества для развития базы образования называется попечительским движением. Идея попечительства должна «пропитать» общество, стать привычной для слуха, должна стать «своей». Ее обсуждение на педсоветах, на педагогических чте-ниях, родительских собраниях, классных часах, заседаниях коллегий и курсах повышения квалификации должно стать нормой.
ФУНКЦИИ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Можно выделить две основные группы функций деятельности попечительских советов:
• первая группа функций связана с привлечением внебюджетных средств и контролем за их расходованием (условно назовем их функциями экономиче-ского характера);
• вторая группа функций связана с оформлением социального заказа образованию от общества и ориентирована на содержательные аспекты системы образования (функции содержательного характера).
Первая группа функций
Наиболее устоявшейся функцией работы попечительских советов является привлечение внебюджетных средств в образовательные учреждения и кон-троль за их расходованием.
Например, в г. Самаре в девяти административных районах созданы Попечи-тельские советы, которые помогают школам подготовиться к новому учебному году, в частности, оказывают помощь в оснащении техническими средствами обучения. В течении 1999 года сумма средств, вложенных в образование г. Самары через Попе-чительские советы, составила около 8 миллионов рублей. В республике Мордовия за 2000-2001 гг. в фонд Совета лицея №31 г. Саранска поступило более 700 тыс. рублей. Большинство денежных средств потрачено на укрепление учебно-материальной базы лицея: переоборудован спортзал, оборудованы методический кабинет и учебно-информационный центр, два лекционных кабинета, установлен компьютерный класс (10 компьютеров), приобретена видео и аудиотехника, закуплено ху-дожественной литературы в библиотеку на 20 тыс. рублей.
Вторая группа функций
Значимым предметом деятельности Попечительских советов является система дополнительного образования. Советы имеют следующие функции, направленные на поддержание системы дополнительного образования: поддержка одарённых и малообеспеченных детей, открытие различных кружков и секций, организация и проведение акций для детей и подростков. В большей степени эти функции реализуются в Москве, Саратовской, Ярославской областях, где попечители участвуют в согласовании содержания и введения дополнительных программ обучения, воспитания, учреждают именные стипендии, премии лучшим ученикам и учителям.
Значимыми функциями Попечительских советов становятся поддержка инноваций, создание условий для формирования новой управленческой элиты. Для осуществления этих функций советы начинают оформлять новые подходы к организации своей деятельности. Новизна сегодняшней ситуации заключается в том, что граждан приглашают не сдавать пожертвования - им предлагают стать представителями общества, с которыми педагогическое сообщество заключает общественно-образовательный договор. Попечители начинают при-нимать все более активное участие в согласовании образовательных программ, школьного бюджета, т.е. стоимости этой согласованной программы, в подготовке и переподготовке кадров, а также в выборе приоритетов образовательных учреждений.
Через попечительское движение общество выступает как партнер образовательному учреждению в многообразном процессе обучения, вовлекается в процесс соуправления образовательным учреждением и тем самым разделяет ответственность за направление и состояние учебно-воспитательного процесса. Таким образом, Попечительские советы формулируют социальный заказ образованию в соответствии с потребностями рынка труда и тем самым определяют перспективы развития образовательной сферы и становятся механизмом формирования системы государственно-общественного управления образованием.
Главная страница
Почта